Чтение ТАВ. Основные обозначения в табулатуре.
TAB просты для чтения и просты для записи, если вы хотите донести свои идеи для
человечества. Вот основные иеи:
Вы начинаете с 6 линий (или четырех для баса). Они означают струны вашего инструмента.
Верхняя линия - самая высоко звучащая струна (обычно первая снизу, хотя если вы с
детства играете на каком-то другом изврате - ваше дело), а нижняя линия -
соответственно, самая низкая струна (шестая, надо полагать).
Вот пример чистой
табулатуры. Строй гитары можно прочитать слева от каждой линии.
Для тех, кто не в курсе:
C - до
D - ре
E - ми
F - фа
G - соль
A - ля
B - си
E----------------------------------------------------------------
B----------------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Числа, которые пишутся на линиях, означают, какой лад зажимать на грифе, на
конкретной струне. Ноль означает, что ты должен сыграть открытую струну. Запись,
как и на нотах, читается слева направо. Следующий пример читается так:
Играете последовательно на шестой струне E F F# G G# A через равные промежутки
времени.
E----------------------------------------------------------------
B----------------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E---0--1--2--3--4--5------------------------------------------
Поехали дальше...
А дальше будут ноты, которые нужно сыграть одновременно. Если две (или больше) ноты
требуется сыграть одновременно, они пишутся одна под другой. Как, собственно, на
стандартном нотном стане.
Вот, для примера, табулатура аккорда G (соль).
E----3------------------------------------------------------------
B----3------------------------------------------------------------
G----4------------------------------------------------------------
D----5------------------------------------------------------------
A----5------------------------------------------------------------
E----3------------------------------------------------------------
Это означает, что все ноты нужно взять разом.
Можно так же встретить тот же самый аккорд, записанный следующим образом:
E--------3--------------------------------------------------------
B-------3---------------------------------------------------------
G------4----------------------------------------------------------
D-----5-----------------------------------------------------------
A----5------------------------------------------------------------
E---3-------------------------------------------------------------
Это означает, что каждую следующую струну нужно брать через очень маленький
промежуток времени, начиная с шестой, все ноты должны звучать вместе. Ниже
опять тот же самый аккорд, только промежутки между извлечением звука нужно
сдлать подольше.
E------------------3----------------------------------------------
B---------------3-----3--------------------------------------------
G------------4-----------4-----------------------------------------
D---------5-----------------5--------------------------------------
A------5-----------------------5----------------------------------
E---3-----------------------------3--------------------------------
Тут возникает сразу два вопроса:
- Как быстро это играть?
- Какова длительность нот? Они одинаковы по длительности или нет?
Нет ответа. Табулатура не может дать ответ. Просто из принципа =).
Остается лишь слушать произведения и руководствоваться своим вкусом.
Но не отчаивайтесь. В табах все же несколько облегчили положение - обычно после ноты
оставляют пространство, которое пропорционально времени ее звучания. В примерах
выше все ноты были одинаковой длины. Но это встречается, к сожалению, не всегда,
поэтому... Да, все то же - СЛУШАЙТЕ.
Как видно, все зависит от вежливости человека, писавшего табулатуру =).
Вот, для примера, начало гимна США. Пространство, оставленное между нотами, говорит
о том, сколько времени должна звучать каждая нота.
E-----------------------0--------4--2-0--------------------------
B---0--------------0---------------------------------0-----------
G------1------1----------------------------1----3----------------
D--------2-------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Этот пример работает сразу, если, конечно вы знаете ритм...
<<Наверх>>
Другие символы, используемые в табулатуре.
Так, выше вы узнали, как примитивно читать табы - какую струну дергать и на какой
лад ставить палец.
В табы можно впихнуть еще немного информации. Это относится
к обозначениям специальных приемов игры - хаммеров, пуллов, слайдов, бендов и
вибрато и др.
Стандартный вариант обозначения подразумевает наличие
дополнительных символов между нотами, чтобы показать, как они играются.
Вот наиболее часто используемые:
h - hammer on (удар пальцем левой руки по ладу без участия правой,
легато)
p - pull off (отрыв пальца левой руки от струны, причем струна все
еще звучит, без участия правой руки)
b - bend string up (бенд, подтяжка струны до нужной высоты)
r - release bend (убрать бенд, то есть нежно опустить ее обратно)
/ - slide up (слайд вверх, скольжение по струне к нижнему порожку
до нужного лада)
\ - slide down (слайд вниз - наоборот, от высокой ноты к низкой)
v - vibrato (иногда пишется как ~ ) (вибрато)
t - right hand tap (удар пальцем правой руки в нужный лад)
x - play 'note' with heavy damping (играть "вглухую", то есть не
прижимать струну полностью)
Тут нужно провести границу между использованием символа 'х' в табах и простом
символьном обозначением аккордов.
для примера, возьмем аккорд D (ре мажор):
EADGBE
xx0232
Здесь 'x' показывает, какую струну играть не надо.
В табах подразумевается то, что струна не играется, если не обозначена.
Тот же аккорд в табах будет выглядеть так:
E-----2-----------------------------------------------------------
B-----3-----------------------------------------------------------
G-----2-----------------------------------------------------------
D-----0-----------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Без 'x'. Этот символ используется только в случае, если нужно получить
т.н. "перкуссионное" звучание. То есть перекрываем левой рукой струны,
а правой проводим по ним. Прижимать нужно, повторюсь, так, что уже не флажолет,
но еще и не звук. Кстати, флажолеты в табах никак не обозначаются. По крайней
мере, в общепризнанном стандартном написании.
Этими символами не исчерпываются все возможные обозначения. Если применяются
какие-либо иные символы, то обычно их смысл описывается перед началом табы.
Басовые табы так же обычно описываются дополнительными символами; это
связано с тем, что техника игры на басу несколько отличается от простой
(классической) техники игры на гитаре. Обычно используется обозначение
's' для слэпа и 'p' для приема "pop". Эти символы записываются *под*
линейками, тогда как стандартные 's' (slide, слайд, скольжение) и
'p' (pull, отпуск струны) записываются *перед* нотой или *над* ней.
<<Наверх>>
Hammer on и pull off (хаммеры и пуллы).
Для хаммеров и пуллов вы можете найти следующие формы :
E----------------------------------------------------------------
B----------------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A---------5h7-----------5h7--------------------------------------
E---0--0----------0--0-------------------------------------------
Это означает, что играем открытую шестую струну дважды, затем на пятой струне
ставим палец на пятый лад (любой, какой найдете =), дергаем струну и
быстро-быстро стучим другим пальцем левой руки по седьмому ладу, не щипая
вторично пятую струну. Палец на седьмом ладу оставляем на всю длину ноты.
Обе ноты должны прозвучать достаточно внятно, чтобы не сложилось впечатления,
что играли только седьмой лад (си, если кто не...). Процедуру повторить.
Пуллы выглядят так:
E----3p0---------------------------------------------------------
B---------3p0----------------------------------------------------
G--------------2p0-----------------------------------------------
D-------------------2--------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Здесь имее блюзовую гармонику, сыгранную пуллом на открытые струны.
Все просто - ставим палец на третий лад первой струны, затем отпускаем
левую руку парить в воздухе. И опять-таки дожны ВНЯТНО прозвучать
обе ноты. Затем проделываем ту же чачу со второй и третьей струной,
далее гордо ставим палец на второй лад четвертой струны и щипаешь ее.
Дергать левую руку не надо - символ 'p' перед ней не стоит.
Еще раз заострим внимание, что , беря вторую ноту при хаммере или пулле,
правая рука отдыхает. Вот в примере:
E----------------------------------------------------------------
B----------------------------------------------------------------
G---2h4p2h4p2h4p2h4p2h4p2-------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
(испужааааались? =) берем правой рукой только первую ноту, а потом
до одури (ну не совсем до одури, до конца табы) стучим пальцем по
четвертому ладу (не забудьте оставить зажатым второй лад - не надо стучать
двумя пальцами сразу - берегите себя).
<<Наверх>>
Bends (бенды, подтяжки струны).
Часто извращенная фантазия гитариста требует, чтобы мы, простые идущие
по следу, делали подтяжки струны. Обозначается это (как было описано выше)
символом 'b', а на практике выглядит так:
E----------------------------------------------------------------
B------7b9-------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Это означает, что вы зажимаете на второй струне седьмой лад, дергаете
струну правой рукой (или чем там у вас в правой руке) и подтягиваете
струну левой рукой вверх (в смысле, прижатую струну, в процессе звучания,
двигаете пальцем по направлению к своему глазу =). Или вниз. Дотягиваете до
той высоты звучания, которую имеем на девятом ладу второй же струны. И держите.
Не до конца жизни, обычно до следоющей ноты. Иногда то же самое записывается
как 7b(9).
Еще кое-что :
E----------------------------------------------------------------
B------7b9--9r7--------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Берем ноту на седьмом ладу, подтягивеам на два полутона вверх, затем в
указанный момент (когда конкретно? в данном случае не имеет значения,
а в полевых условиях - слушайте музыку =) нежно и быстро опускаем струну
обратно.
Иногда требуется подтянуть струну на конкретное количество долей тона.
Нопример запись:
B--------7b7.5--------
Означает, что на седьмом ладу подтягиваем струну на полтона.
Иногда пишут так :
bend up 1/4 tone
E----------------------------------------------------------------
B------7b--------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Инструкции на сколько подтянуть, читаем над нотой со знаком 'b'
<<Наверх>>
Скольжения, слайды
Обозначаются '/' (вверх), '\'(вниз) и 's'.
Вот пример:
E----------------------------------------------------------------
B------7/9-------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Дергаем зажатую на седьмом ладу струну и левой рукой скользим, прижимая
струну, на девятый лад.
Иногда (да что иногда, часто) встречается следующее:
E----------------------------------------------------------------
B------/7-9-7\---------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Здесь несложно - просто сами выберете место, откуда начать или где
окончить слайд. Главное, чтобы это было "далеко".
Иногда бывает "заслайдовано" несколько нот сразу:
E----------------------------------------------------------------
B------7/9/11\9\7\6\7--------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Тут просто берете ноту на седьмом ладу и скользите в поисках остальных.
"Домашний сустейн".
<<Наверх>>
Длительность нот.
Все же есть несколько способов указать длительность, но общепризнанного
стандарта на этот счет нет.
Смотрите ниже (глава 3.2 часть 6) для информации.
<<Наверх>>
Начала написания табов
Если вы "писец табов", то ваша основная задача - сделать так, чтобы табы в вашем
написании читались быстро и правильно. Все, что вам понадобиться - простейший
текстовый редактор. Первым делом нарисуйте шесть линеек, проставьте строй и
размножьте их. Приятно? Да, все мучения впереди. =) Не надо использовать MSWord.
Вполне достаточно "Блокнота". Есть специальные программы, которые помогут вам писать
табы.
<<Наверх>>
TO TAB OR NOT TO TAB
Прежде всего, подумайте - если песня играется нормально одними стандартными
аккордами - а она нужна, эта таба? Песни с аккордами гораздо проще для прочтения
и легче воспринимаются, возьмем для примера Led Zeppelin 'Gallows Pole'.
Пишем:
Вступление:..A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A..A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A
Текст :..........A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A..A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A
....................A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A..G...D
....................A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A..A7.G/A.A7..Am7..Dadd4/A
Чтобы, объяснить народу, что вы имели ввиду под этой шифровкой, пишем в конце
(а лучше перед песней):
EADGBE...EADGBE...EADGBE...EADGBE...EADGBE...EADGBE
...x02020....x02010.....x04035.......320033......xx0232.......x00000
.....A7..........Am7........Dadd4/A........G.............D............G/A
Дешево и сердито, а главное - правильно.
<<Наверх>>
О чем не стоит забывать при написании табулатур
Поехали.
-- 1 -- Используйте пространства между отдельными линейками!
Шесть линеек - шесть линеек - шесть линеек воспринимаются проще, чем восемнадцать
линеек сразу.
-- 2 -- Все символы, которые вы используете, должны быть обозначены.
Перед началом самих табов сделайте маленькую подсказочку, что к чему.
Если, например, в процессе исполнения нужно пару раз клацать зубами, то введите
нужный символ и объясните народу, что же делать.
Не стоит придавать иные значения общепризнанным символам.(см. п.2.1)
-- 3 -- Обозначайте части произведения в табах.
Ну как... Ну проще так читается. Делите на куплеты и припевы. Хуже не станет.
Множество (подавляющее большинство) произведений можно разделить на повторяющиеся
риффы и куплеты. Их потом можно обозначить "Припев" или "Куплет 1" или "Рифф 1",
а потом избежать повторного написания.
-- 4 -- Пишите автора музыки и название песни.
Это, хоть и кажется приколом, но я встречал много табов без опознавательных знаков.
Больше того на ваш таб (автора, как я понимаю, не забудете написать =) сверху
(при отсутствии заголовка) могут добрые люди приляпать нечто не из той деревни.
Потом все вопросы будете разгребать именно вы.
-- 5 -- Примечания.
Не поленитесь, напишите стиль, в котором играется песня и несколько добрых строк в
напутствие. Например, используется ли в произведении альтернативная настройка или,
там, каподастры. Или, например, "исполнять слегка датым. Иначе смысл теряется" =).
Включите СРАЗУ информацию о том 6 или 12 струн оптимально надо навесить на гитару,
чтобы вышло как можно лучше. И какая она - электрическая или акустическая.
-- 6 -- Ритм
Вот обещанные несколько сповобов задать ритм.
Например, можно над строчками писать непосредственно сам ритм, для четырех четвертей
это выглядит как:
1---2---3---4---1---2---3---4--- и т.д.
Под эти можно написать направление удара правой рукой по струне, обозначаемое 'd'
(down,вниз) или 'u' (up, вверх); например:
1---2---3---4---1---2---3---4--- и т.д.
d---d---d-u-d-u-d---d---d-u-d-u-
Если надо какое-нибудь место выделить боем, используйте заглавные буквы.
Другой способ - каждой длительности ноты выделяется своя буква.
Используют, обычно, 'e' для восьмых, 's' для шестнадцатых и так далее.
Как это по-английски:
целая нота - semibreve
1/2 - minim
1/4 - crotchet
1/8 - quaver
1/16 - semiquaver
1/32 - demisemiquaver
1/64 - hemidemisemiquaver
Для примера возьмем первый рифф из Битловской Ticket To Ride:
....q....e..e..t..t..t....q...e..e..t..t..t
E--------0-----------0--------0-----------0----------------------
B-----------2-----0--------------2-----0-------------------------
G---2----------2----------2---------2----------------------------
D----------------------------------------------------------------
A----------------------------------------------------------------
E----------------------------------------------------------------
Здесь используется q для четвертей, e для восьмых и t для третьих.
Если вы собрались использовать нотные обозначения, напишите уж об этом в начале
документа. И опишите систему обозначений.
Проще использовать вертикальные черты, обозначающие конец такта.
Пример:
E--------|---------------|0--------4--2-|0--------------|--------
B---0----|----------0----|--------------|---------------|0-------
G------1-|-----1---------|--------------|-----1----3----|--------
D--------|2--------------|--------------|---------------|--------
A--------|---------------|--------------|---------------|--------
E--------|---------------|--------------|---------------|--------
-- 7 -- Текст
Включайте хотя бы первый куплет и припев. Не уверены - поищите.
Написав табу, не спешите ее постить в разные конфы и архивы. Спросите тех, кто там
уже обитает - а оно вам надо?
<<Наверх>>
Нежелательные вещи
-- 1 -- Ширина табы выходит за границы экрана
Наиболее часто встречающийся баг. Следите!
Старайтесь не писать строчки табов больше, чем в 60 символов.
Вот, например :
E---------------------------------------------0-----------------------------------------------
B---------------------------------------2--4-----4--2-----------------------------------------
G------------------------------1--2--4-----------------4--2--1--------------------------------
D---------------------1--2--4-----------------------------------4--2--1-----------------------
A------------0--2--4-----------------------------------------------------4--2--0--------------
E---0--2--4-----------------------------------------------------------------------4--2--0-----
Используя виндовый блокнот, можно еще и не такие шедевры накорябать. К сожалению,
в большинстве программ для эхоконференций сидят люди, у которых монитор вмещает не
более 80 символов в ширину. Следите.
Вот вам линейка, которой я пользовался, когда писал этот FAQ:
<<<------------------------------------------------------------------>>>
Этого хватит. Если ваши табы не выходят за ее пределы - значит, все в порядке.
-- 2 -- Очень "черная" таба.
Ставьте пробелы и разделяйте на логические части табу, которую пишете. Абсолютно
никем не воспринимается сплошной текст с черточками. Привыкайте к абзацам.
Отделяйте, например, визуально припев от куплета, куплет от вступления.
Все для покупателя! =)
Только и здесь не переборщите. Ищите золотую середину.
-- 3 -- Лишние повторения
Ну это для тех энтузиастов, которые пишут все от ноты до ноты. Сделайте проще -
если у вас повторяется одна и та же часть произведения, почему бы не обозначить ее
каким-либо символом и использовать не табы, а символ (в дальнейшем)
<<Наверх>>
E-Mail H. Wright автора английской версии: H.Wright@astro.cf.ac.uk